В понедельник истек срок подачи предварительных заявок на покупку всего бизнеса Yahoo или его части. Изначально интерес к сделке проявляло около 40 компаний, но сейчас число претендентов резко сократилось. В частности, от дальнейшей борьбы отказались Alphabet, AT&T, Comcast, InterActiveCorp (IAC) и Time Inc.
Капитализация Verizon, крупнейшего сотового оператора США, составляет около $210 млрд, на его счетах – около $4,5 млрд. Таким образом, у Verizon достаточно средств для поглощения активов Yahoo и их интеграции в собственный интернет-бизнес, в который уже входит корпорация AOL, купленная в прошлом году за $4,4 млрд.
Руководство Verizon считает, что основным источником роста в ближайшем будущем станут видеосервисы и онлайновая реклама. Соединяя собственные данные о сотовых абонентах с рекламными технологиями AOL и, как ожидается, Yahoo, телекоммуникационная корпорация рассчитывает создать рекламную платформу, которая позволит ей конкурировать с лидерами рекламного рынка, Facebook и Google.
«Verizon стремится перейти от аналоговых технологий к цифровым, – говорит Крейг Моффетт, аналитик из MoffettNathanson. – Предполагается, что сочетание AOL+Yahoo станет основой новой стратегии использования видеотехнологий».
По мнению информированных источников, после сокращения числа претендентов на Yahoo основными соперниками Verizon в этой сделке могут стать фонды прямых инвестиций, в частности Bain Capital, TPG и Advent International. Проявлял интерес к сделке и фонд KKR & Co. Можно ожидать, что за основные активы Yahoo покупатели предложат от $4 млрд до $8 млрд, хотя нынешнее состояние компании у многих вызывает скепсис. Стратегические покупатели вроде Verizon в подобной ситуации могут предложить за активы большую премию, чем фонды прямых инвестиций, делающие оценку с учетом потенциальной прибыли.
В своих заявках потенциальные покупатели должны указать, на какие именно активы Yahoo они претендуют и на какой диапазон цен рассчитывают. Кого-то из покупателей интересуют лишь основные активы компании или их часть, кто-то может претендовать также на доли Yahoo в Alibaba Group Holding и Yahoo Japan.
«Покупка вряд ли будет дешевой для Verizon, – считает Ян Досон, независимый эксперт рынка IT. – Но стратегически она вполне оправданна и к разорению не приведет». Другие наблюдатели отмечают, что Verizon не захочет сильно переплачивать за Yahoo, поскольку этому оператору все еще приходится восстанавливать свой кредитный рейтинг после выкупа у Vodafone Group доли в совместном предприятии Verizon Wireless – эта сделка в 2014 г. обошлась Verizon в $130 млрд.
Поглощение Yahoo сопряжено с рисками, которые отпугивают многих потенциальных покупателей. Интернет-бизнес Yahoo переживает спад, и в нынешнем году, по-видимому, доходы и прибыли компании резко сократятся. Осведомленные источники утверждают, что руководство Yahoo не дает удовлетворительных ответов на вопросы потенциальных покупателей о перспективах бизнеса. Еще более неопределенной делают ситуацию разногласия между советом директоров Yahoo и инвесторами-активистами во главе с фондом Starboard Value накануне ежегодного собрания акционеров.
Перевел Александр Силонов