Венчурные капиталисты все более придирчиво оценивают перспективы стартапов, на рынке IPO активность крайне низка, а инвесторы все чаще предпочитают иметь дело с компаниями, не обремененными долгами. Все это заставляет многие стартапы умерять свои амбиции и соглашаться на предложения корпораций о покупке.
По имеющимся у WSJ сведениям, прошлой осенью ежемесячные убытки Jet составляли примерно $40 млн. На прошлой неделе компания Uber Technologies продала свой бизнес в Китае корпорации Didi Chuxing Technology после того, как получила убыток свыше $1 млрд. А в июле убыточная компания Dollar Shave Club, продающая бритвенные принадлежности, отказалась от самостоятельной конкуренции с брендами вроде Gillette и была продана корпорации Unilever. Все три компании тратили значительные средства на привлечение клиентов, ни у одной не было четких перспектив выхода на прибыльность. Вместе с тем у каждой из них был бизнес, привлекательный для потенциальных покупателей.
Многим другим стартапам повезло меньше. Десятки таких компаний, поддерживаемых венчурными капиталистами, вынуждены сокращать штат, снижать оценку или закрываться. Венчурные капиталисты отмечают ужесточение условий на рынке капитала.
По данным VentureSource, за первые семь месяцев прошлого года не менее 53 стартапов привлекли финансирование, получив оценку от $1 млрд. В этом году таких стартапов оказалось только девять. При этом, отмечает Dealogic, в США за этот год только девять высокотехнологичных компаний осуществили IPO. В последние четыре года на аналогичный период приходилось в среднем по 24 IPO. «Когда бензин ничего не стоит, люди беззаботно покупают большие машины» – так описывает глава венчурной фирмы Allegis Capital Боб Акерман ситуацию с капиталом для стартапов в прошлом.
Затем ситуация осложнилась из-за дестабилизации фондовых рынков, начавшейся с Китая, и сокращения числа удачных IPO. «Февральский обвал котировок высокотехнологичных компаний охладил венчурных инвесторов, – говорит Майкл Браун, генеральный партнер Battery Ventures. – Стремление к росту любой ценой не оправдывает себя на публичных рынках, на передний план выходит прибыльность».
Продажа Jet была выгодна инвесторам, но при этом основателю и гендиректору компании Марку Лору пришлось отказаться от намерения самостоятельно конкурировать с Amazon.com. В своем заявлении в понедельник Лор пообещал, что под контролем Walmart его компания «сможет более полно удовлетворить интересы клиентов».
На прошлогодней летней конференции для инвесторов руководство Jet сообщило о плане привлечь к 2020 г. инвестиции на $3 млрд и выйти на прибыльность. Предполагалось также, что к началу 2016 г. оценка стоимости компании достигнет $4,8 млрд. Однако в ноябре инвесторы оценили Jet всего в $1,35 млрд. К счастью для компании и ее инвесторов, Walmart, остро нуждаясь в помощи для успешной конкуренции с Amazon, согласилась заплатить за стартап $3,3 млрд. «Наверное, Лор хотел большего, а именно победить Amazon, но в любом случае он получил $3 млрд», – говорит Браун.
Похожим образом сложилась судьба китайского бизнеса Uber. Компания тратила на его развитие сотни миллионов, ведя ценовую войну с Didi, но в конце концов из-за необходимости сокращать затраты была вынуждена продать конкуренту китайские активы в обмен на пакет акций в 18%.
В свою очередь основанная в 2012 г. Dollar Shave успела отвоевать долю рынка бритв у Gillette, но это сопровождалось ростом убытков. В результате инвесторы сочли, что наилучший вариант для них – продать этот стартап корпорации Unilever за $1 млрд.-
Перевел Александр Силонов