Совладельцы Уральской горно-металлургической компании (УГМК) договорились о покупке 74,99% доли в «СДС медиахолдинге», единственном акционере радиохолдинга «Европейская медиагруппа» (ЕМГ). Два источника, знакомых с деталями сделки, подтвердили «Ведомостям», что компании уже договорились о продаже и ждут одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
«Европейская медиагруппа» выходит на рынок интернет-радио
Компания запускает мультимедийный проект Chameleon
«Не считаю правильным комментировать действия акционеров. При этом подчеркну, что команда ЕМГ как работала, так и продолжает работать над реализацией стратегии ЕМГ, направленной на дальнейший рост капитализации бизнеса. Дополнительным свидетельством преемственности в деятельности компании является тот факт, что акционеры ХК СДС оставляют за собой 25,01% акций компании», - сказала «Ведомостям» президент ЕМГ Екатерина Тихомирова.
Заявку на покупку доли в компании подала компания ООО «Мелодия», зарегистрированная в Свердловской области, рассказал «Ведомостям» представитель службы. По данным «СПАРК-Интерфакса», компания «Мелодия» зарегистрирована по тому же юридическому адресу, что и УГМК. 60% акций «Мелодии» принадлежит Игорю Кудряшкину, 30% - Андрею Козицыну, 10% - Андрею Бокареву. Они же являются совладельцами холдинга УГМК.
ЕМГ была создана в 2006 г. Сейчас в холдинг входят радиостанции «Европа плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM», «Радио для друзей», а также сервис для прослушивания музыки в интернете Chameleon. Радиостанции компании вещают в 2400 городах России и стран СНГ и Балтии, говорится на сайте самой ЕМГ. ЕМГ была дочерней компанией Lagardre Active Radio International S.A, международного радиовещательного подразделения Lagardre SCA.
Но в 2011 г. владельцами ЕМГ стали акционеры Сибирского делового союза (СДС, в который также входят угледобывающие, машиностроительные, транспортные, коммунальные, строительные, сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, страховая компания). Французская компания была вынуждена продать актив из-за поправок в законодательстве, которые ограничивали возможность иностранным инвесторам владеть более 50% акций в российских телеканалах и радиостанциях. За ЕМГ сибиряки заплатили $162 млн. До этого акционеры СДС не сильно интересовались радиобизнесом, впрочем, за несколько месяцев до сделки они неожиданно приобрели радиостанцию «Спорт FM», которая впоследствии была интегрирована в ЕМГ, а затем она выиграла конкурс Роскомнадзора на освещение Олимпийских игр в Сочи.
По оценке участников рынка, ЕМГ могла вложить в развитие региональной сети радио «Спорт FM» около $20 млн. В 2014 г. ЕМГ купила долю в «Дорожном радио». Участники сделки оценивали стоимость радиостанции в $60 млн. Сейчас ЕМГ - второй по величине радийный холдинг после ВКПМ, которым владеет «Газпром-медиа».
По данным TNS Russia, ежедневная аудитория среди населения в возрасте от 12 лет радиостанции «Европа плюс» в период с июля по декабрь 2015 г. - 11,3 млн, «Дорожного радио» - более 10 млн, «Ретро FM» – 7,8 млн, «Радио 7 на семи холмах» – 2,5 млн, «Спорт FM» – 1,2 млн. Ранее и совладельцы УГМК не проявляли сильного интереса к радийному рынку, но в конце прошлого года они выкупили московскую частоту «Радио рекорд» у той же ЕМГ. На базе этой частоты была создана радиостанция «Новое радио».
Компании выкупили большую региональную сеть радиостанций у советника бывшего главы ОАО «РЖД" Владимира Якунина – Александра Пиркова и генпродюсера «Общественного телевидения России» Станислава Архипова. Таким образом, компания получила возможность запустить сеть в 15 городах. Генпродюсером нового холдинга был назначен Сергей Емельянов, который до этого был программным директором «Русского радио». С ним перешла часть компании из той радиостанции. Именно Емельянов мог уговорить акционеров приобрести долю в ЕМГ, говорит источник «Ведомостей» на медиарынке.
Другой собеседник «Ведомостей» говорит, что совладельцы СДС давно искали покупателей на ЕМГ. В частности, компании вели переговоры с Михаилом Гуцериевым. Источник, близкий к Гуцериеву, это опровергает. Его представитель от комментариев отказался. По словам двух собеседников «Ведомостей», акционеры СДС решили продать долю в ЕМГ, чтобы избежать сокращения доходов от этого бизнеса. В конце 2014 г. расходы компаний на рекламу начали резко сокращаться.
В 2015 г. рынок рекламы на радио упал на 16% до 14,2 млрд руб. Из них 6,8 млрд руб. приходится на региональный рынок. Этот показатель в прошлом году упал на 17%. Данные по выручке ЕМГ не раскрывает. В прошлом году президент ЕМГ Екатерина Тихомирова говорила в интервью «Ведомостям», что в 2014 г. компания закончила год с показателем EBIT 935 млн руб., что на 15% больше, чем в 2013 г.
В первом полугодии 2015 г. выручка компании снизилась на 20%. Два источника «Ведомостей» на медиарынке оценивают стоимость ЕМГ в $150 млн. «Сейчас не самое лучшее врем для продажи радиохолдинга, так как доходы радиостанций падают из-за сокращения рекламного рынка, а соответственно, и сумма сделки может быть меньше, чем несколько лет назад», - говорит один из них. Другой собеседник говорит, что владельцам «Нового радио» пока не удалось добиться желаемого охвата и, разумеется, покупка ЕМГ поможет им в этом.
Представители УГМК и Сибирского делового союза не ответили на запросы и звонки «Ведомостей», Емельянов отказался от комментариев.