НОВОСИБИРСК, 6 сен -. Специалисты Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (Томск) разработали геофизический регистратор, с помощью которого можно прогнозировать землетрясения и оценивать сейсмоопасность территорий, сообщила во вторник пресс-служба инновационных организаций Томской области.
В сообщении отмечается, что многоканальный геофизический регистратор МГР-01 представляет собой небольшой «чемоданчик» весом около 3 килограммов. Он был создан для измерения электромагнитных полей, излучаемых Землей. Работа строится на фиксации электрических разрядов, происходящих в результате движения тектонических блоков.
«Кроме самого прибора, который по своим характеристикам превосходит все зарубежные аналоги, томские ученые разработали алгоритмы и программное обеспечение для 'прочтения' электромагнитных сигналов. Устройство имеет широкий спектр применения - от разведки месторождений до мониторинга опасных геологических процессов», - говорится в сообщении.
Старший научный сотрудник Института Сергей Малышков, слова которого проводятся в сообщении, рассказал, что специалисты учреждения, например, работали во Вьетнаме, где планировалось построить две атомные электростанции. «После аварии на Фукусиме вьетнамцы захотели проверить, насколько разломы на выбранной территории опасны для промышленного объекта. Мы вели измерения две недели и подтвердили, что разломы есть, но они не активные и не представляют опасности», - сказал он.
Малышков уточнил, что оборудование можно настроить и на постоянный мониторинг. В этом случае, по его словам, как только начнутся деформации земной коры, которые происходят перед землетрясениями, излучение будет меняться, и приборы это зафиксируют.
Ученый отметил, что в настоящее время самая большая система мониторинга с использованием МГР-01 развернута на магистральном газопроводе Уренгой - Помары - Ужгород, который частично проходит над оползнеопасными участками, при подвижках которых может произойти авария. «Наша система прогнозирует подвижки оползня, и тогда газовики либо останавливают транспорт топлива, либо переводят его на резервные нитки», - сказал Малышков.