Привычный каждому полиэтилен - мир без него уже не представить. Мало кто знает, что газ этилен - его главная составляющая.
В Институте катализа научились получать не просто полимер - полиэтилен с очень высокой молекулярной массой. Не разлагается в кислоте, выдерживает мороз до минус ста градусов. Не материал - броня. Исходные элементы - «смешивают» в реакторе. Под давлением. Процесс не пойдёт без катализатора.
Татьяна Микенас, ведущий научный сотрудник Института катализа СО РАН: «Титан-магниевый катализатор, который представляет из себя частички, каждая частичка это примерно пять микрон».
Катализатор наше ноу-хау. Позволяет получать молекулы с определённой массой и структурой. Само создание полимера - исследователь контролирует.
Олеся Герасименко, корреспондент: «Из пяти милиграммов катализатора - на выходе около 100 граммов полимера, который затем перерабатывают. Например, из него можно изготовить вот такую нить. Она прочнее стали в 7 раз».
Самые надёжные бронежилеты в мире - из подобных нитей. Сверхвысокомолекулярный полиэтелен - лучшее покрытие для вагонов, кузовов самосвалов. Режь, грузи, коли с ним ничего не будет. Вдобавок материал легче воды.
Валентин Никитин, руководитель технологической группы: «Летательные аппараты, беспилотные, они же лёгкие - крылья можно делать из него. Потом можно делать бронезащиту для бронемашин. Днища вертолётов. То есть это всё на западе широко используется».
За границей и все мировые производства чудо-полиэтилена. Вот она готовая технология, а в своём Отечестве инвестора нет.
Владимир Захаров, профессор, главный научный сотрудник Института катализа СО РАН: «Его очень трудно перерабатывать в изделия. Именно поэтому он в относительно большом масштабе используется в тех случаях, когда его нужно эксплуатировать в экстремальных условиях, в каких-то, где другие полимеры не работают».
Куда экстремальней, чем крайний север страны. Экзамен Арктикой - наш полиэтилен, не сомневаются учёные, выдержит. И с нетерпением ждут проверки «на пределе».