О том, что «Ростелеком» установил 2980 точек доступа в интернет в населенных пунктах, где проживает от 250 до 500 человек, «Ведомостям» рассказал представитель компании Валерий Костарев. По его словам, это 21,3% от общего количества точек (13 958), строительство которых предусматривает проект по устранению цифрового неравенства. В зоне их обслуживания проживает около 700 000 человек.
Федеральный проект устранения цифрового неравенства (УЦН) был запущен в 2014 г. и рассчитан на 10 лет, однако «Ростелеком» принял на себя повышенные обязательства и заявлял о готовности полностью реализовать проект уже в 2018 г. Первая точка доступа по этому проекту была установлена в феврале 2015 г.
Цель проекта – обеспечить интернетом малые населенные пункты (с населением от 250 до 500 человек). Их список утвердило Минкомсвязи. Как правило, «Ростелеком» проводит оптику до конкретной точки населенного пункта, интернет раздается жителям посредством точки доступа WiFi, поясняет Костарев. По его словам, в труднодоступных местах (их меньшинство) сигнал обеспечивается при помощи спутника.
Главный по интернету
По данным «ТМТ консалтинга», по итогам II квартала 2016 г. количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 30,7 млн, проникновение – 55%. «Ростелеком» – лидер рынка с 37% от абонентской базы. Выручка операторов на этом рынке во II квартале составила 31,7 млрд руб., средний месячный счет абонента ШПД – 346 руб.
Костарев отмечает, что услуга доступа в интернет в деревнях и селах оказалась очень популярной. За первое полугодие 2016 г. пользователи проекта передали и получили 176 Тб интернет-трафика – это в 250 раз превышает общий трафик 21 000 пунктов коллективного доступа в интернет, построенных ранее операторами универсальных услуг связи. Это была предыдущая попытка обеспечить интернет-доступом малые населенные пункты: пункты коллективного доступа (по типу интернет-кафе) создавались чаще всего в здании «Почты России» в населенных пунктах с численностью населения более 500 человек.
Проект финансируется из фонда универсальной услуги, на пополнение которого все операторы страны отчисляют в бюджет по 1,2% выручки. Из этих средств «Ростелеком» не только строит оптоволоконные линии связи и точки доступа, но и финансирует содержание сети «универсальных» таксофонов и пунктов коллективного доступа в интернет. Однако министр связи Николай Никифоров недавно заявил, что в 2016 г. фонд недополучит 6,9 млрд руб. из-за нехватки средств в бюджете. Президент «Ростелекома» Сергей Калугин говорил недавно, что по контракту в 2016 г. компания должна получить на проект УЦН более 14 млрд руб., однако он ожидает, что сумма будет «существенно, на миллиарды рублей», сокращена. В связи с этим, сказал Калугин, госоператор будет просить регулятора пересмотреть условия исполнения контракта (возможно, продлить его сроки). Сейчас госоператор вынужден покрывать все из собственных средств, но в будущем не намерен этого делать, замечал он.
Костарев не раскрывает средний счет на абонента, обслуживаемого в рамках УЦН. Он напоминает, что тарифы по этому проекту льготные – 1,5 руб. за день доступа или 45 руб. за месяц. Человек, близкий к «Ростелекому», сообщил, что в ближайшее время эти тарифы вряд ли будут меняться. Он считает, что для поиска средств на продолжение проекта УЦН целесообразнее было бы закрыть точки коллективного доступа, которые не пользуются популярностью, при этом дороги в обслуживании. «Ростелеком» может зарабатывать также не на конечных пользователях, а на оказании услуг муниципальным и областным организациям при помощи той сети, которая проложена в рамках проекта УЦН, отмечает собеседник «Ведомостей». Представитель Минкомсвязи не стал комментировать ситуацию с дальнейшим финансированием проекта. А профильный чиновник объясняет, что, даже если регулятор разрешил бы увеличить тарифы, госоператор вряд ли смог бы настолько увеличить выручку, чтобы окупить вложения в строительство. Он допускает, что часть проекта по строительству точек коллективного доступа может быть закрыта.
Идея обеспечения удаленных населенных пунктов универсальными услугами связи возникла еще в 1990-х гг. и позже трансформировалась в программу УЦН, напоминает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Однако, по ее мнению, задачи, для решения которых разрабатывалась эта программа, были частично решены коммерческими операторами благодаря бурному развитию сотовых сетей и технологий мобильной передачи данных, позволяющих получать услуги связи и доступа в интернет даже в самых отдаленных регионах.