В 2015 г. оборот российского рынка мобильных финансовых услуг вырос на 37% до 70,4 млрд руб., а количество их пользователей – на 15,3% до 11,9 млн человек. Это следует из отчета AC&M-Consulting. Среднегодовой рост рынка ее аналитики оценивают в 25–30%, аудитории – в 15–20%. Мировой рынок финансовых услуг, предназначенных для пользователей мобильных устройств, ежегодно растет на 90–100%: в 2015 г. он увеличился более чем на 88% до $134 млрд, а количество пользователей – на 50% до 1 млрд человек, подсчитала AC&M-Consulting.
По итогам 2013 г. во всем мире мобильными финансовыми сервисами пользовалось примерно 13% сотовых абонентов, а в России – менее 5%.
По темпам роста рынка Россия отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран, отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. От развитых – потому, что у российских абонентов на счетах, как правило, меньше денег; от развивающихся – потому, что в России лучше развита банковская система, достаточно распространены банковские карты и интернет-банкинг.
AC&M-Consulting разделяет финансовые услуги для мобильных устройств на три категории: оплата товаров и услуг (мобильная коммерция), денежные переводы и локальные платежи (за общественный транспорт, вендинговые автоматы и проч.). Быстрее всего во всем мире растут денежные переводы (в 2015 г. – на 95%), но в обороте рынка этот сегмент занимает пока только 22%. На мобильную коммерцию приходится 72%, на локальные платежи – 6%. В России же 55% рынка – это переводы, а практически все остальное – локальные платежи. В России мало торговых точек и предприятий в сфере услуг, принимающих мобильные платежи, удобных способов заплатить с телефона немного, объясняет Панкратова. А доля локальных платежей невысока потому, что до 2015 г. активно в России их никто не продвигал.
Есть куда расти
$42 составляет в среднем мобильный платеж за товары и услуги в мире, по данным AC&M-Consulting. В России эта сумма эквивалентна $2,5.
Для проведения локального платежа, как правило, нужно, чтобы смартфон абонента поддерживал технологию NFC, повышающую безопасность платежа, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. К началу 2016 г. эту технологию поддерживало 7 млн смартфонов – примерно каждый десятый из используемых в России, считает он.
В таких странах, как Филиппины и Индонезия, количество пользователей мобильных финансовых услуг выросло в 2015 г. в разы, рассказывает Олег Вольпин, вице-президент Amdocs EMEA (разрабатывает, в частности, решения для моментальных платежей). По его словам, операторы решили две проблемы, сдерживавшие развитие этого рынка: упростили крайне сложную процедуру вывода средств с мобильных счетов и нашли способ удобно для абонента и оперативно информировать его о состоянии этих счетов. Для этого потребовалось модернизировать программное обеспечение, а также провести совместные с ритейлерами и другими продавцами товаров и услуг маркетинговые кампании, чтобы убедить людей в простоте и надежности такого способа оплаты, говорит Вольпин.
В России абоненты не очень доверяют операторам, когда речь идет о финансовых сервисах, следует из отчета AC&M-Consulting.
«Вымпелком» относит к мобильным финансовым сервисам как мобильные платежи и переводы, так и страхование, операции по платежным картам «Билайн», благотворительные платежи, говорит его представитель Анна Айбашева. В 2015 г. количество пользователей таких услуг в сети оператора выросло на 22%, а оборот по ним – на 11%, отмечает она.
Оборот МТС по платежам с абонентских счетов за товары и услуги вырос в прошлом году на 14% до 14,6 млрд руб., а количество пользователей мобильной коммерции – на 19% до 3,1 млн человек, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. У «Мегафона» абонентов, совершающих мобильные платежи, стало больше на 15% – 10 млн, рассказывает его представитель Юлия Дорохина. А в среднем за месяц такие транзакции совершает около 3 млн человек. У «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) оборот по мобильным финансовым сервисам в 2015 г. вырос более чем на 80% и составил 3,5 млрд руб., говорит его представитель Константин Прокшин. Количество пользователей более чем удвоилось – сейчас в среднем за месяц такие сервисы используют около 2% абонентов Tele2.